Категория: Процессуальное право 12.05.2014 20:28
Решения по налоговым спорам, как указано в части 1 статьи 201 АПК РФ принимаются арбитражным судом по общим правилам главы 20 АПК РФ.Арбитражный судом может принять следующие решения по такой категории дел (статья 201 АПК РФ):- о признании ненормативного правового акта налогового органа недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;- об отказе в удовлетворении заявленного требования.В резолютивной части решения по делу должны содержаться:- наименование органа или должностного лица, принявших оспариваемый акт или решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие); — название, номер, дата принятия этого акта или решения, совершения (или несовершения) действия;- название федерального закона или другого нормативного правового акта, на соответствие которому проверены акт, решение, действие, бездействие;- указание на то, признаны ли акт недействительным или решение незаконным в какой-либо части или полностью, а также на их обязанность устранить допущенные нарушения либо на отказ в удовлетворении требования заявителя в части или полностью.
Согласно части 6 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд вправе указать и на необходимость сообщения ему соответствующими органом или должностным лицом об исполнении решения суда.
Исполнение решения арбитражного суда по налоговому спору
Решения арбитражного суда по налоговым спорам согласно части 7 статьи 201 АПК РФ подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.Президиум ВАС РФ в информационном письме от 24 июля 2003 г. N 73 указал арбитражным судам о необходимости следовать следующим рекомендациям. По общему правилу (часть 1 статьи 182 АПК РФ) решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу. При этом закон (часть 2 статьи 182, часть 7 статьи 201 АПК РФ) устанавливает специальное правило о том, что решения по делам об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) подлежат немедленному исполнению.При применении этих норм речь идет о требованиях не имущественного, а организационного характера, а потому при удовлетворении судом указанных требований не предполагается никаких выплат из бюджета в пользу заявителя. Если же фактическая цель заявителя – взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых вследствие бездействия конкретного государственного органа (должностного лица), то подобный интерес имеет имущественный характер. По смыслу же норм, содержащихся в части 1 статьи 171 и части 1 статьи 174 АПК РФ денежные средства с ответчика должны взыскиваться на основании решения арбитражного суда о взыскании средств, с которым решение суда о признании бездействия незаконным не связано;Так что если заявитель требует признания незаконным бездействия, выразившегося в отказе возвратить (возместить, выплатить) определенную денежную сумму из бюджета, и названное требование удовлетворяется, то такое решение суда приводится в исполнение после его вступления в законную силу.Частью 8 статьи 201 АПК РФ установлено, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным акта он не подлежат применению (соответственно, если акт признан недействительно в какой-либо части – то не применяется эта конкретная часть).В соответствии с частью 9 той же статьи копия судебного решения в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю, в орган или должностным лицам, принявшим оспариваемый акт или решение либо совершившим оспариваемые действия (бездействие). Также арбитражный суд может направить копию решения и в вышестоящую налоговую инстанцию, прокурору и прочим заинтересованным лицам.Исполнение решения арбитражного суда согласно части 2 статьи 318 АПК РФ производится на основании выдаваемого им исполнительного листа, если иное не предусмотрено АПК РФ. Но если арбитражный суд выносит решение о признании недействительными ненормативных правовых актов или незаконными решений, выдача исполнительных листов вроде бы не должна производиться, ибо не предусмотрена законом. Однако в резолютивной части решений о признании незаконными действий налоговых органов или должностных лиц должны содержаться указания на обязанность соответствующих налоговых инстанций совершить те или иные действия, принять решения, направленные на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов налогоплательщика. Соответственно, в решении указывается срок выполнения этих действия или принятия решений. Заявителя в установленный судом срок. Поэтому в подобных случаях арбитражные суды исполнительные листы выдают в общем порядке.
Фактически данные нормы отражают основную цель налогоплательщика при обращении в арбитражный суд по налоговому спору: не собственно отмену акта или решения как такового, а разрешение имущественной стороны этого спора.
«Юридическая компания»