Уже несколько лет не только владельцы интернет-сайтов, но и самые квалифицированные юристы ведут спор на тему: является ли любой веб-ресурс по самой своей природе средством массовой информации, либо к СМИ надо относить лишь те сайты, что регулярно публикуют новости, либо статус СМИ они приобретают лишь после официальной регистрации в таком статусе.
Согласно статье 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон) «массовая информация» – это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Вроде бы информация, размещаемая на любом веб-сайте, под это определение подходит, поскольку (за редким исключением) предназначена именно для неограниченного круга лиц.
Однако «средство массовой информации» в соответствии с той же статьей Закона – это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Очевидно, что доказать периодичность распространения массовой информации сайтом достаточно проблематично – размер этой периодичности точно установить практически невозможно.
Кроме того, в той же статье 2 Закона приведены такие понятия, как:
«продукция средства массовой информации» - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
и «распространение средства массовой информации» - «продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ».
Уже из формулировок этих понятий видно, что веб-сайт не может автоматически считаться СМИ, поскольку невозможно определить его тираж, да и под определение «распространения СМИ» он также не подпадает.
Эта позиция подтверждена и Росохранкультуры в Письме от 26.02.2007 N 07-07, в котором указано, что «интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы». То есть до тех пор, пока сайт не зарегистрирован его владельцем в качестве СМИ, веб-ресурс средством массовой информации не является, а потому владельцу не может грозить штраф по статье 13.21 КоАП РФ за изготовление или распространение продукции незарегистрированного СМИ.
Однако в некоторых случаях статус СМИ сайту весьма пригодится, ибо у СМИ достаточно привилегий в плане поиска и публикации информации.
Следующий плюс получения статуса СМИ – это право на запрос информации, предусмотренное статьей 39 Закона, о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц, которые в рамках своей компетенции обязаны предоставлять сайту необходимые сведения.
После регистрации Интернет-ресурса в качестве СМИ сотрудники сайта, занимающиеся сбором, созданием и редактированием материалов, приобретают статус журналиста, а потому согласно Закону имеют право:
1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы, быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации, получать аккредитацию и доступ к документам и материалам, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
3) копировать, публиковать, оглашать или иначе воспроизводить документы и материалы за своей подписью, без подписи или под псевдонимом;
4) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки;
5) проверять достоверность сообщаемой им информации;
6) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, распространяемых за своей подписью;
7) сохранять тайну источника информации.
Очень важный момент в деятельности веб-ресурса – это освобождение от ответственности (статья 57 Закона) за распространение сведений, которые не соответствуют действительности и порочат честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляют права и законные интересы граждан, либо представляют собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, если эти сведения:
1) присутствуют в обязательных сообщениях;
2) получены от информационных агентств;
3) содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов и иных организаций;
4) являются дословным воспроизведением фрагментов официальных выступлений депутатов и должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
5) содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию;
6) являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим СМИ, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства.
Отметим, что СМИ и его сотрудники освобождаются от ответственности только в случае точного цитирования информации – любая обработка иммунитет снимает.
Во-первых, в соответствии со статьей 4 Закона не допускается использование СМИ в целях:
- совершения преступлений;
- разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
- распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов;
- распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Во-вторых, статья 42 Закона предусматривает, что редакция обязана соблюдать авторские, издательские и иные права на публикуемые материалы.
В-третьих, в случае обращения к СМИ гражданина или организации с требованием опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, распространенных этим СМИ, и отсутствии у редакции доказательств, подтверждающих соответствие этих сведений действительности, СМИ обязано их опровергнуть либо предоставить пострадавшему право самому прокомментировать материал.
Журналисты сайта-СМИ также имеют ряд обязанностей (статья 49 Закона), в том числе:
1) проверять достоверность сообщаемой им информации,
2) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки,
3) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала и т.д.
В соответствии со статьей 7 Закона учредителем СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителями СМИ не могут быть лишь:
- граждане в возрасте до 18 лет, а также отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, душевнобольные, признанные судом недееспособным;
- объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена законом;
- гражданин иного государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в РФ.
В соответствии со статьей 18 Закона учредитель должен утвердить устав редакции и (или) заключить договор с редакцией СМИ либо главным редактором, а также может и сам выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции. То есть всей деятельностью сайта, зарегистрированного в качестве СМИ, может заниматься одно лицо.
Для регистрации сайта в качестве СМИ учредитель должен подать соответствующее заявление в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Роскомнадзор).
В этом заявлении в соответствии со статьей 10 Закона указывается следующая информация:
- сведения об учредителе (соучредителях);
- название СМИ;
- язык (языки), адрес редакции;
- форма периодического распространения массовой информации (например, «электронное периодическое издание»);
- предполагаемая территория распространения продукции;
- примерная тематика и (или) специализация (например, «рекламное СМИ»);
- предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем СМИ;
- источники финансирования;
- сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.
К заявлению о регистрации СМИ необходимо приложить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (оригинал квитанции и одну простую ксерокопию квитанции). С 29.01.2010 размер госпошлины за регистрацию СМИ составляет 6000 рублей.
Если учредитель является индивидуальным предпринимателем, он должен приложить копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, заверенную нотариально.
Ни Закон о СМИ, ни нормативные документы Роскомнадзора не предусматривают необходимость предъявления копии паспорта учредителя, но на практике существует вероятность придирок к этому моменту. Таким же тонким моментом является и нотариальное заверение подписи учредителя на заявлении о регистрации.
Если заявление о регистрации сайта в качестве СМИ подает представитель учредителя, то он должен приложить документы, удостоверяющие его личность и полномочия (паспорт и доверенность).
Заявление о регистрации СМИ рассматривается в течение месяца с момента его получения Роскомнадзором. Итогом рассмотрения заявления может быть: выдача свидетельства о регистрации сайта как СМИ, отказ в регистрации, возврат заявления без рассмотрения.
Отказать в регистрации сайта в качестве СМИ Роскомнадзор может лишь по следующим основаниям:
1) если заявление подано гражданином, объединением граждан, предприятием, учреждением, организацией, не обладающими правом на учреждение СМИ;
2) если сведения, указанные в заявлении, не соответствуют действительности;
3) если название, примерная тематика и (или) специализация СМИ представляют злоупотребление свободой массовой информации (совершение уголовно наказуемых деяний, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и т.д.);
4) если название СМИ и форма распространения массовой информации идентичны ранее зарегистрированным СМИ.
Заявление о регистрации СМИ возвращается без рассмотрения, если:
1) заявление подано с нарушением требований Закона;
2) заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;
3) не уплачена государственная пошлина.
После того, как эти нарушения будут устранены, заявление может быть подано заново.
В случае изменении местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объема СМИ учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган, уплатив пошлину в размере 1200 рублей.