В соответствии со статьей 320 ТК РФ плательщиками таможенных платежей являются лица, обязанные в соответствии с таможенным законодательством и в установленные сроки уплачивать таможенные пошлины и налоги, а также несут ответственность за уплату таможенных платежей.
Закон допускает уплату таможенных платежей любыми лицами, однако не каждое из них будет рассматриваться в качестве плательщика таможенных платежей, поскольку уплата таможенного платежа может являться их правом, а не обязанностью, то есть ответственность за их неуплату они нести не будут.
В случае неуплаты таможенных платежей в установленный срок, таможенный орган будет требовать исполнения соответствующей обязанности только от лиц, ответственных за уплату платежа.
Плательщики таможенных платежей делятся на следующие группы.
1. Обязательные плательщики – декларанты и таможенные брокеры.
2. Возможные плательщики:
- лица, осуществляющие грузовые операции при прибытии товаров на таможенную территорию РФ, - в случае утраты товаров либо передачи их третьим лицам без разрешения таможенных органов при разгрузке и перегрузке (перевалке) товаров в морском или речном порту в месте прибытия;
- перевозчики товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита и экспедиторы – в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения;
- владельцы складов временного хранения и иные лица, осуществляющие временное хранение иностранных товаров, а также железная дорога - в случае утраты хранящихся товаров либо их выдачи без разрешения таможенного органа;
- получатели товаров;
- владельцы таможенных складов, - в случае утраты хранящихся товаров либо их выдачи без разрешения таможенного органа;
- лица, получившие разрешение на переработку товаров на таможенной территории РФ, на переработку товаров для внутреннего потребления, на переработку товаров вне таможенной территории на временный ввоз;
- лица, которым передано разрешение на переработку товаров на таможенной территории РФ или переданы временно ввезенные товары;
- лица, поместившие товары под таможенный режим временного вывоза;
- владельцы магазинов беспошлинной торговли;
- лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, а также участвующие в незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения;
- недобросовестные приобретатели товаров – лица, приобретшие в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза;
- организации почтовой связи, утратившие или выдавшие без разрешения таможенного органа международные почтовые отправления.
Расчет таможенных платежей осуществляется их плательщиком за исключением следующих случаев:
- выставление таможенным органом требования об уплате таможенных платежей;
- расчет таможенных платежей таможенным органом при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях;
- дополнительные начисления таможенных платежей таможенным органом по результатам проверки сведений, заявленных декларантом (корректировка таможенной стоимости) при установлении недостоверности сведений о стране происхождения товаров или нарушений правил классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, а также самостоятельном определении таможенным органом таможенной стоимости или количества товаров.
Расчет таможенных пошлин и налогов осуществляется в валюте РФ, однако, по выбору плательщика они могут уплачиваться и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ РФ. При этом пересчет валюты РФ в иностранную валюту производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а если обязанность уплаты пошлин и налогов не связана с подачей декларации, - на день их фактической уплаты.
Таможенные пошлины и налоги рассчитываются по ставкам, действующим на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев:
- выпуска товаров до подачи таможенной декларации;
- уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом;
- уплаты таможенных платежей в отношении товаров, перемещенных через таможенную границу РФ с нарушением таможенных правил.
Срок уплаты таможенных платежей – это период времени, в течение которого следует уплатить необходимые суммы, или событие, с возникновением которого таможенное законодательство связывает необходимость уплаты таможенных платежей.
Статья 329 ТК РФ предусматривает следующие сроки уплаты таможенных платежей:
1. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ – 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия либо 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если место таможенного декларирования и место прибытия товаров на таможенную территорию различаются.
2. При вывозе товаров срок уплаты таможенных платежей связан с возникновением обязанности по уплате таможенных платежей – подачей таможенной декларации за исключением случаев периодического декларирования российских товаров и перемещения товаров трубопроводным транспортом.
3. При изменении таможенного режима – не позднее дня завершения действия изменяемого таможенного режима.
4. При нецелевом использовании условно выпущенных товаров – первый день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами. Если же этот день не установить, то – день принятия таможенным органом таможенной декларации при условном выпуске.
5. При нарушении требований и условий таможенных процедур, влекущем обязанность уплаты таможенных платежей, - день совершения данного нарушения. Если этот день не установить, то – день начала действия соответствующей таможенной процедуры.
6. Для специальных таможенных процедур сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются для каждой процедуры в отдельности.
7. В отношении незаконно ввезенных товаров, обнаруженных у их приобретателей – юридических лиц, торгующих этими товарами на территории РФ, – не позднее пяти дней с момента обнаружения этих товаров.
8. В отдельных случаях таможенными органами или заинтересованными лицами с согласия таможенных органов сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются особо.
Российское таможенное законодательство предусматривает отсрочку и рассрочку уплаты таможенных пошлин и налогов. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин и налогов может предоставляться как в отношении всей суммы платежей, подлежащих уплате, либо ее части.
Отсрочка либо рассрочка уплаты таможенных платежей может быть предоставлена плательщику на основании его заявления на срок от одного до шести месяцев при наличии одного из следующих оснований:
- причинения плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержки плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного плательщиком государственного заказа;
- осуществления плательщиком поставок по межправительственным соглашениям;
- перемещения плательщиком через таможенную границу быстропортящихся товаров.
Таможенный орган отказывает в выдаче разрешения либо отменяет ранее принятое решение об отсрочке или рассрочке уплаты таможенных платежей при возбуждении в отношении плательщика уголовного дела по признакам таможенного преступления или возбуждении в отношении его процедуры банкротства.
При рассрочке или отсрочке уплаты таможенных платежей и налогов с плательщика взимаются проценты на сумму задолженности, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки либо им производится обеспечение уплаты таможенных платежей.
Таможенные платежи уплачиваются в кассу или на счет специального таможенного органа либо организации почтовой связи – при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях.
Уплата таможенных платежей производится:
- безналичным расчетом (платежное поручение, таможенные карты, зачет авансовых сумм, денежного залога, излишне уплаченных и излишне взысканных платежей);
- наличным расчетом (оформление таможенного приходного ордера).
Если все требования таможенных операций и процедур плательщиком соблюдены, то срок уплаты таможенного платежа стандартный. При превышении таких сроков образуется недоимка. С нее начисляются пени за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей включительно.
Размер пеней по общему правилу составляет одну трехсотую ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы недоимки.
В соответствии со статьей 332 ТК РФ, обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов считается исполненной:
1. С момента списания денежных средств со счета плательщика в банке – для подтверждения данного факта в таможенный орган необходимо представить платежное поручение с отметкой банка о списании соответствующих сумм.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 149 ТК РФ если суммы таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов вовремя не поступили, товары считаются условно выпущенными, а таможенные органы не могут требовать подтверждения поступления денежных средств на счета таможенных органов.
2. С момента уплаты таможенных пошлин и налогов с помощью таможенной карты, то уплата подтверждается платежным документом, сформированным электронным терминалом и подписанным владельцем таможенной карты и должностным лицом таможни.
3. С момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа. Подтверждением таможенного платежа наличными является таможенный приходной ордер (ТПО).
4. С момента зачета в счет уплаты таможенных платежей:
- излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, авансовых сумм или денежного залога по уплате таможенных пошлин и налогов;
- денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства.
Моментом исполнения обязанности плательщиком является принятие таможенным органом заявления о зачете уплаты таможенных платежей. Отметим, что подобные зачеты возможны только по инициативе плательщика.
5. С момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм этих денежных средств достигает размер суммы задолженности.
Обеспечение уплаты таможенных платежей требуется при:
- предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей;
- условном выпуске товаров;
- перевозке или хранении иностранных;
- осуществлении деятельности в области таможенного дела;
- обнаружении таможенным органом товаров, в отношении которых не были уплачены таможенные платежи или не соблюдены иные требования таможенного законодательства.
Обеспечение уплаты таможенных платежей не производится, если сумма подлежащих уплате платежей не превышает 20 000 рублей, или в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства плательщика будут выполнены.
Кроме того, в некоторых статьях ТК РФ предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей является одним из условий применения таможенной процедуры.
Закон предусматривает следующие способы обеспечения уплаты таможенных платежей.
1. Залог товаров и иного имущества. Предметом залога являются как сами товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, так и иное имущество, могущее быть предметом залога в соответствии с ГК РФ. При этом предмет залога либо остается у залогодателя или передается таможне.
2. Банковская гарантия. Банковские гарантии имеют право выдавать лишь банки, кредитные или страховые организации, включенные в соответствующие госреестры. банков и иных кредитных организаций.
3. Денежный залог. В подтверждение внесения денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка.
4. Поручительство. В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные лица.
Плательщик сам вправе выбирать способ обеспечения уплаты таможенных платежей, причем одно обязательство может обеспечиваться несколькими способами, а несколько обязательств – одним способом (генеральное обеспечение). В пункте 1 статьи 338 ТК РФ указано, что размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяет таможенный орган, исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер этих сумм.
Исключения составляют случаи:
- когда размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется как разница между суммой таможенных платежей, исчисленных таможенным органом, и суммой таможенных платежей, уплаченных декларантом;
- установления ФТС России фиксированного размера обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров.
Своевременно неуплаченные таможенные платежи могут быть взысканы таможенным органом в принудительном порядке независимо от того, привлекается плательщик к ответственности за нарушение таможенных правил или нет.
Таможенное законодательство предусматривает механизм бесспорного списания необходимых сумм со счетов плательщика-организации в банке, за счет иного имущества юридического лица или в судебном порядке.
Принудительное взыскание таможенных платежей с физических лиц производится исключительно в судебном порядке.
Принудительное взыскание неуплаченных сумм таможенных платежей в любом не производится при наличии одного из следующих обстоятельств:
1.Истечение срока давности взыскания таможенных платежей.
Если такое требование не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты платежей либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги.
Требование об уплате таможенных платежей должно быть оформлено в виде извещения таможенного органа установленной формы.
2. Мелкая сумма неуплаченных таможенных платежей.
Если размер неуплаченных сумм в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, а также отправленных в одно и то же время одним отправителем в адрес одного и того же получателя, составляет менее 150 рублей.
Если таможенные пошлины и налоги уплачены плательщиком или взысканы таможенным органом сверх необходимой суммы, то плательщик имеет право на возврат излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, который производится при по заявлению плательщика и на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили платежи.
Заявление о возврате таможенных платежей может быть подано в течение трех лет со дня излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных платежей. Таможенный орган обязан осуществить возврат денежных средств в месячный срок, иначе на сумму таможенных платежей, подлежащих возврату, начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ за каждый день нарушения срока возврата.
Перечень оснований, при которых возврат излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей не осуществляется, является исчерпывающим:
- наличие у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей;
- сумма таможенных платежей, подлежащих возврату юридическому лицу, составляет менее 150 рублей;
- пропущен срок обращения в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных платежей.
Таможенный орган при наличии оснований обязан вернуть не только суммы самих таможенных платежей, но и суммы пеней и процентов, уплаченные с этих сумм.
Для возврата таможенных платежей, не относящихся к излишне уплаченным или излишне взысканным, плательщик должен подать соответствующее заявление в течение одного года со дня, следующего за днем наступления оснований для возврата.
Возврат денежного залога осуществляется также на основании заявления плательщика в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом.
Возврат авансовых платежей осуществляется при условии, что соответствующее заявление в течение трех лет со дня уплаты авансовых платежей.